В Казани стартовал II Международный форум министров образования «Формируя будущее», который собрал представителей образовательных систем порядка 40 иностранных государств. Мероприятие организовано Минпросвещения России, Правительством Республики Татарстан и Фондом поддержки гуманитарных наук «Моя история».


Участников форума поприветствовал Президент России Владимир Путин. Он отметил, что Российская Федерация открыта для выстраивания международного сотрудничества в области образования. Приветствие зачитал Министр просвещения РФ Сергей Кравцов на пленарном заседании, открывающем форум.

Видеоприветствие участникам форума направил заместитель Председателя Правительства России Дмитрий Чернышенко. Он обратил внимание на то, что Россия как один из мировых лидеров в сфере образования готова делиться своим опытом со всеми странами.

«Традиционно представители стран-участниц обсудят интересные и актуальные направления для выстраивания взаимодействия, в том числе сотрудничество в сфере ученических, студенческих и педагогических обменов. Важной частью станут мероприятия, организованные в рамках председательства России в БРИКС. Благодаря этой работе создаются тесные связи между учебными заведениями, основанные на уважении к культуре и традициям народов разных стран», – сказал он.

Министр просвещения РФ Сергей Кравцов информировал о результатах работы первого Международного форума министров образования и поделился с участниками заседания достижениями российской системы образования.

«Мы видим большой интерес дружественных стран к системе образования Российской Федерации. В форуме участвуют порядка 40 стран, более 150 делегатов. Одним из результатов первого форума, который мы провели год назад, стало расширение сети центров открытого образования на русском языке. Мы стали развивать контакты не только в школьном образовании, но и в среднем профессиональном образовании», – подчеркнул он.

Глава Минпросвещения России сообщил, что в 2023 году Россия с опережением плана вошла в десятку лучших стран по качеству образования на основе международных исследований. Сергей Кравцов отметил, что в России достигнута практически полная доступность дошкольного образования, а также накоплен большой опыт в реализации коррекционных программ и программ по обучению детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.

«В России порядка 40 тысяч школ, в которых обучается 18 миллионов школьников. Это большая сеть, включающая и сельские, и городские школы. Наши ребята занимают ведущие места на международных олимпиадах, особенно по естественно-научным направлениям. Мы готовы делиться опытом углубленного обучения, а также подготовки инженерных кадров. Специалисты из России сегодня широко востребованы. Мы открыты для сотрудничества по созданию образовательных программ, в том числе совместных, готовы вместе с вами адаптировать их под национальные системы образования. Наш принцип – не навязывать ту или иную идеологию, мы с уважением относимся к каждой стране», – сказал глава Минпросвещения России.

Сергей Кравцов представил опыт России в сфере развития цифровых технологий в образовании, дополнительного образования, внедрения системы профориентации, воспитательной работы. Министр просвещения России информировал о создании флагманских школ для талантливых детей и проведении всероссийских чемпионатов по профессиональному мастерству. Глава ведомства пригласил участников форума присоединиться к программе «Российский учитель за рубежом», проектам строительства совместных школ и подготовки совместных учебников.

Зарубежные участники форума в ходе пленарного заседания выступили с докладами о достижениях национальных систем образования, а также о планах по международному сотрудничеству.

Заместитель Министра образования Китайской Народной Республики Чень Цзе рассказал об использовании онлайн-технологий и искусственного интеллекта в образовании. Он сообщил, что Китай планирует расширять направление международных обменов в сфере образования, а также готов предоставлять доступ к цифровым образовательным системам. Кроме того, КНР заинтересована в развитии совместных научных исследований.

Центральноафриканскую Республику на форуме представили Государственный министр национального образования Орельен Симплис Конгбеле-Зингас и Министр высшего образования, научных исследований и технологических инноваций Жан-Лоран Сисса-Магале. Они информировали коллег о работе по обеспечению доступности образования для всех граждан страны, а также о развитии системы подготовки профессиональных кадров и выразили заинтересованность в совместном с Россией строительстве учебных заведений.

От Республики Куба на форуме выступили также представители двух ведомств: первый заместитель Министра образования Сира Пинейро Алонсо и первый заместитель Министра высшего образования Модесто Рикардо Гомес Креспо. Они рассказали о внедрении элементов профессионального образования в школьные программы.

Помимо этого, на пленарном заседании выступили Министр высшего образования и научных исследований Республики Бенин Элеонора Яйа Ладекан, исполняющий обязанности заместителя Министра по международным вопросам Министерства науки, исследований и технологий Исламской Республики Иран Омид Резай Фара, Министр просвещения Республики Абхазия Инал Габлия, первый заместитель Министра дошкольного и школьного образования Республики Узбекистан Усман Шарифходжаев, Министр начального и среднего образования Республики Гамбия Хадди Ятоу Сей и Государственный министр по высшему образованию Министерства образования и спорта Республики Уганда Джон Крисостом Муйинго.

Форум министров образования в Казани продлится до 11 июня. На мероприятие приехали представители государств Азии, Африки и Латинской Америки, стран – участниц БРИКС и СНГ.

На площадке форуме, в IT-парке им. Б. Рамеева, для участников и гостей форума организованы интерактивная экспозиция «Россия – миру. Мир – России», а также выставка ключевых российских проектов в сфере образования.

Свои стенды с достижениями представили профориентационный проект «Билет в будущее» и школьный курс «Россия – мои горизонты», центры открытого образования, федеральные детские лагеря «Артек» и «Орленок», издание «Просвещение», ведущие образовательные учреждения страны.